Если к вам неожиданно подойдет на улице блогер с видеокамерой, и попросит назвать имена основателей или руководителей крупнейших технологических корпораций, вы наверняка вспомните Билла Гейтса, Стива Джобса, Сергея Брина, Илона Маска, Марка Цукерберга, и, возможно, даже Джефа Безоса. А вот сходу озвучить фамилию соучредителя руководителя компании OpenAI, создавшей ChatGPT и DALL-E, смогут далеко не все. Хотя Сэмюэл Харрис Олтмен, (которого у нас чаще называют Сэм Альтман) считается одним из самых авторитетных и известных деятелей Кремниевой долины.
Ранние годы
Как и многие его сверстники, родившиеся в 1985 году, Сэм застал самый расцвет эпохи относительно недорогих «бытовых» персоналок, которые в ассортименте выпускали Atari, Apple, Tandy и другие компании. Первый компьютер родители купили ему, когда мальчику исполнилось восемь лет. Поначалу Сэмюэл увлекся играми, но они довольно быстро наскучили юноше, и он увлекся программированием. После того как персоналку подключили к интернету, Сэм обнаружил на сайте провайдера America Online несколько бесплатных тематических чатов, в которых вскоре стал завсегдатаем, дискутируя с другими пользователями.
Вскоре после рождения Сэма его семья перебралась из Чикаго в город Сент-Луис, штат Миссури, где мальчик посещал частную школу имени Джона Берроуза. Там самыми любимыми предметами Сэма стали информатика и математика. После окончания школы он поступил на факультет информатики в Стэнфордский университет, где к его увлечению информатикой прибавился интерес к бизнесу в сфере IT. Еще на втором курсе Альтман вместе со своим одногруппником и институтским приятелем Ником Сиво занялся разработкой мобильного приложения Radiate, которое могло показывать на карте местоположение друзей или родственников пользователя. Намного позже похожая функция была реализована, например, в стандартном приложении «Локатор» для iOS. В 2005 году, в возрасте 19 лет, Сэм переименовал приложение в Loopt, основал одноименную компанию, и вскоре в несколько этапов привлек в нее инвестиции в размере 30 млн. долларов с помощью Y Combinator — первого в США «стартап-акселератора», запущенного в Кембридже, который помог появиться на свет таким технологическим компаниям, как Airbnb, Dropbox, Stripe и Zenefits. Одновременно Альтман бросает Стэнфорд, чтобы полностью посвятить себя развитию собственного стартапа.
Loopt
Нужно отметить, что запуск Loopt состоялся не в самое удачное время. Несмотря на то, что программа поддерживала все наиболее популярные мобильные ОС того времени и довольно быстро набрала около миллиона пользователей, за год до ее появления Марк Цукерберг запустил свою социальную сеть, стремительно набиравшую популярность в США. В 2006-м появился Twitter, и люди, увлеченные новым веяньем, обходили приложение Альтмана вниманием. В короткое время он добавил в Loopt возможность интеграции с этими двумя соцсетями: это дало некоторый прирост пользователей, но общих финансовых показателей проекта в лучшую сторону не исправило.
Однако даже не добившись головокружительного успеха с Loopt, Альтман сумел извлечь из него определенную выгоду. Во-первых, в 2012-м году он вместе с инвесторами продал этот проект за $43,4 млн. долларов, а во-вторых, в Y Combinator не остались незамеченными tuj прекрасные организационные способности и знания в сфере IT, и в 2011-м Сэму предложили сотрудничать с этим стартап-акселератором на постоянной основе. Через два года Альтман был избран на пост президента Y Combinator. Кроме того, он основал собственный венчурный фонд Hydrazine Capital, призванный развивать технологические стартапы.
Y Combinator
На посту президента Y Combinator Альтман провел целый ряд экономических реформ. Во-первых, под эгидой акселератора он организовал исследовательскую лабораторию Y Combinator Research, в которую вложил 10 млн. долларов из личных сбережений: лаборатория занималась исследованием будущего IT, образования, урбанистики и безусловного базового дохода. В сентябре 2015 года Сэм основал фонд акций YC Continuity для финансирования компаний Y Combinator, параллельно с этим он успел поруководить популярным порталом Reddit, правда, в течение всего лишь восьми дней. В этом же, 2015 году, журнал Forbes назвал Альтмана лучшим инвестором в возрасте до 30 лет. Этот год вообще оказался поворотным в судьбе Сэма, поскольку именно тогда он познакомился с Илоном Маском, на тот момент владевшим компаниями Tesla и Space X. Пообщавшись, они решили, что будущее высоких технологий — за искусственным интеллектом. Результатом этого общения стало появление на свет компании OpenAI.
OpenAI
На самом деле, поначалу никто толком не понимал, чем на самом деле планирует заниматься OpenAI, и какую коммерческую выгоду можно извлечь из продуктов с искусственным интеллектом. Этот рынок был своего рода terra incognita, да и сама цель, которую ставила перед собой вновь созданная компания, звучала довольно-таки расплывчато: «некоммерческие исследования технологий ИИ и адаптация их на пользу человечеству». Именно поэтому к появлению OpenAI многие аналитики отнеслись скептически, однако основатели совместно с несколькими инвесторами, а также компаниями Microsoft и Amazon вложили в развитие стартапа довольно-таки внушительную сумму: 1 миллиард долларов. Правда, на начальном этапе стартовый капитал составил «всего лишь» 130 млн. долларов, при этом самым крупным инвестором стал Илон Маск, а Y Combinator Альтмана вообще не внес ни цента. Ни за Альтманом, ни за Маском до этого не было замечено привычки попусту сорить деньгами, потому было очевидно, что за этим проектом скрываются какие-то грандиозные планы. Так и получилось: разработанные OpenAI продукты породили целую индустрию, которая сейчас, как считают многие, определяет будущее IT.
В августе 2016 года компания Nvidia подарила OpenAI свой суперкомпьютер DGX-1, что также стало важной инвестицией в развитие проекта. В 2023-м инвестиции Microsoft выросли до 10 миллиардов долларов США, но значительная их часть была внесена «натурой»: а именно, вычислительными мощностями облачной инфраструктуры. Эти вложения были сделаны компанией Azure и окупились с лихвой: со временем Microsoft начала встраивать технологию искусственного интеллекта на той же основе, что и ChatGPT, в Microsoft Bing, Edge, Microsoft 365 и другие продукты. Сервис ChatGPT обрел около десяти миллионов пользователей в первые несколько недель после своего запуска в 2022 году. Если сравнить этот показатель с первым стартапом Альтмана, приложением Loopt, становится очевидно, что за минувшие годы Сэм проделал значительную работу над стратегией развития своих продуктов.
В 2018-м году Маск покинул правление OpenAI, официально — из-за возможного конфликта интересов в связи с разработкой систем искусственного интеллекта для автомобилей Tesla, а по слухам — потому что он не верил в успех компании. Несмотря на то, что изначально OpenAI позиционировалась, как некоммерческая организация, ставящая своей целью развитие искусственного интеллекта на благо всего человечества, именно под руководством Сэма Альтмана была создана ее коммерческая дочерняя компания OpenAI Global LLC, а стоимость всего холдинга выросла в 30 раз — до 30 млрд. долларов. Прежде всего, благодаря флагманским проектам компании — ChatGPT и DALL-E. Возможно, именно этот крен «в коммерцию» и стал одной из причин конфликта, который разразился в OpenAI в ноябре 2023 года. 17-го числа совет директоров опубликовал заявление о немедленном отстранении Сэма Альтмана с позиции руководителя компании. В качестве основной причины называлось то обстоятельство, что Альтман был «не всегда откровенен» с другими членами правления. Его место временно занял технический директор Мира Мурати, а сам Альтман по слухам намеревался перейти в Microsoft, где его уже ждали с распростертыми объятиями (по крайней мере, об этом заявил глава корпорации Сатья Наделла). Отстранение Альтмана вызвало бурю недовольства в рядах сотрудников OpenAI, которые пригрозили уволиться вслед за своим руководителем. Уже 22 ноября «бунт на корабле» был подавлен, и OpenAI опубликовала заявление о том, что Сэм Альтман возвращается в кресло руководителя.
Worldcoin
Еще один любопытный стартап, соучредителем которого стал Альтман — Worldcoin, запущенный в 2020 году. Согласно концепции этой платежной системы, в основе которой лежит биометрическая криптовалюта Iris на базе блокчейна Ethereum, пользователи будут проходить идентификацию путем распознавания радужной оболочки глаза. В октябре 2021 года проект собрал первоначальные 25 миллионов долларов. В течение шести месяцев в Worldcoin было дополнительно инвестировано 100 миллионов долларов. Однако стартап столкнулся с проблемами в нескольких странах, прежде всего, из-за разногласий с законодательством о сборе биометрических данных. Кроме того, токены недоступны гражданам США в силу опасений регуляторов о безопасности собираемых платежной системой биометрических данных.
С Сэмом Альтманом связано несколько примечательных и забавных фактов. Он часто появляется на публике с синим рюкзаком, в котором, как гласят слухи, спрятано секретное оборудование, призванное отключить ChatGPT и DALL-E, если искусственный интеллект вдруг выйдет из-под контроля. О реальном содержимом легендарного рюкзака нет достоверной информации ни у кого, кроме, пожалуй что, самого Сэма Альтмана.
Говорят, Альтман, будучи одним из создателей ИИ, немного побаивается его — об этом он признался в интервью ABC News в 2020 году. В случае если его детище все-таки однажды взбунтуется и, почти по сценарию «Терминатора», на Земле наступит Армагеддон, Сэм будет к этому готов. На этот случай у него имеется запас оружия, золота, йодида калия, антибиотиков, батареек, воды, припасены противогазы от Армии обороны Израиля, а еще он купил большой участок земли в Биг-Суре, куда в случае катастрофы сможет улететь. В 17-летнем возрасте Альтман получил лицензию пилота-любителя, ему нравится арендовать небольшие самолеты и летать на них по всей Калифорнии. Еще у него имеется страсть к гоночным автомобилям: в его гараже насчитывается пять машин, в том числе два McLaren и старая Tesla, которую он в свое время приобрел у Маска.
И тем не менее, Альтман – оптимист. Он все же верит, что ИИ принесет человечеству больше пользы, чем вреда. Об этом говорят его собственные слова: «Человечество уже находится в фазе коэволюции: исскуственный интеллект улучшает нас, а мы — его. Слияние человека с исскуственным интеллектом — это самый лучший сценарий для человека, потому что столкновение двух склонных к доминированию видов неизбежно выливается в конфликт, последствия которого не хочется даже представлять. Мы будем первым видом, создавшим новый разумный вид — своих потомков. Было бы здорово, если бы мир стал воспринимать этот процесс всерьез и начал его координировать».