Сейчас многому в IT можно обучиться по гайдам, курсам и индийскому ютубу. Но это стало возможно, благодаря усилиям людей в течение последних 70 лет. И люди, о которых мы сейчас расскажем – примеры для подражания в деле пытливости, мотивации и находчивости. Большинство из них с детства испытывали интерес к вычислительной технике еще до появления компьютеров.
Уолтер Питтс
Питтс был ребенком из неблагополучной семьи. И пока его сверстники бегали за девчонками, Питтс предпочитал посидеть в библиотеке. Он уже неплохо выучил греческий язык и латынь, а также логику и математику, когда решил написать профессору математики Лондонского университета, в чем он (профессор) не прав. В ответ тот предложил ему поступить в аспирантуру, но Питтс отказался, поскольку ему было всего 12 лет. Очевидно, такой уникум не мог не наделать шума в мировой науке.
Итогом стала революционная идея человеческого мозга, как компьютера. Это стало базой для развития нейронаук, искусственного интеллекта и кибернетики. Он вместе с другими партнерами проводил исследования потоков сигналов по разветвленным мозговым путям. Питтс предполагал, что человек с рождения имеет несколько почти случайных математических параметров нейронов, которые активируются для определенного алгоритма выполнения разных задач. Сейчас эти параметры трансформировались в веса нейронных сетей, который определяются случайным образом.
Маргарет Гамильтон
В 60-х годах программирования, как научной дисциплины еще не было, а космическая гонка – уже была.
В это время Маргарет Гамильтон получила степень бакалавра математики и философии. Именно так, на стыке двух дисциплин она заинтересовалась программированием: сначала работала в метеорологическом институте, затем над разработкой ПО для ВВС. В 1965 году она возглавила отдел разработки ПО миссии «Аполлон» – полета на Луну.
Тогда программирование выглядело совсем не так, как сейчас: двоичный код печатали на машинке. В итоге получилась стопка папок, ростом с саму Маргарет. Затем двоичный код наносили на перфокарты в виде тысяч отверстий, который затем отправлялись на текстильную фабрику, где через магнитные сердечники пропускали ферритовые кольца. Если провода огибали такое кольцо – это означало ноль, если проходили через него – единицу. Такую прошивку делали на местной текстильной фабрике «маленькие старушки», по-английски little old lady, что отображено в названии LOL-память.
По словам самой Гамильтон, она предлагала руководству внедрить систему предупреждения ошибок, но это привело бы к увеличению программ и физических носителей для них. По мнению NASA космонавты не такие глупые, чтобы совершать ошибки. Но именно это и произошло за 3 минуты до посадки модуля на поверхность Луны. И за это время Маргарет и команде удалось решить проблему.
Главный урок, который вынесла Гамильтон – превентивная парадигма, которая предполагает, что нужно обеспечивать такую работу, при которой ошибки просто не допускаются. Позже она внесла этот принцип в основу универсального системного языка USL.
Ричард Фейнман
Знаковый физик-теоретик тоже был самоучкой! Хоть он и не работал напрямую в IT, они приложил руку к созданию квантового компьютера и нанотехнологий.
Ученый путь развития Фейнмана предопределен его отцом. Он довольно много времени проводил с Ричардом в разговорах об образовании, поиске решений сложных задач и в философских беседах. К 15 годам будущий физик изучил высшую математику по самоучителям, вел скрупулезные записи, разработал оглавление своих заметок. В общем, подготовил структуру будущей базы знаний еще до поступления в колледж.
Фейнман активно прорабатывал квантовую теорию, в итоге предположил, что в последствии квантовый компьютер заменит цифровые суперкомпьютеры в вопросах обработки больших объёмов данных. Кстати, в начале марта Google объявил премию в 5 млн долларов тому, кто предложит практическое применение квантового компьютера, поскольку до сих пор на нем решились только теоретические математические задачи.
Фейнман также известен, как популяризатор науки, лектор и создать теории самообучения. Суть ее в том, чтобы, изучив новый материал, надо объяснить его ребенку. Если ребенка под рукой нет, то сойдет и резиновая уточка – этот персонаж давно присутствует на рабочих столах программистов.
Сергей Алексеевич Лебедев
Основоположник советской школы вычислительной техники. Он был свидетелем создания первых ламповых компьютеров и успел застать быстродействующие супер-ЭВМ на больших интегральных системах.
После окончания МВТУ им. Баумана, он остается в нем преподавать, и параллельно возглавляет лабораторию электрических путей, работа которой все больше смотрит в сторону систем автоматизированного регулирования. В конце сороковых формируется концепция вычислительной машины, которая проводит операции в двоичной системе, а к шестидесятым электронно-вычислительные машины не только стали реальностью, но и вышли в серийное производство.
Сергей Лебедев был одним из инициаторов создания Московского физико-технического института – одного из сильнейших технических вузов мира, и самого его называют основоположником советского компьютеростроения.
А здесь рекламная пауза
Не каждый человек может создать вуз, подобный МФТИ. Однако если научить сотрудников обмениваться и передавать знания — у бизнеса больше шансов совершить подобный прорыв в своей сфере.
17 апреля эксперты из крупных компаний SPLAT Global, ОАК, Инфосистемы Джет и Kamaz Digital поделятся своим опытом: как им удалось создать рабочую систему управления знаниями в компании и мотивировать сотрудников использовать её.
Роберт Эллиот Кан (Боб Кан)
По образованию Боб Кан – инженер-электрик, а позже он стал развиваться в области философии. Его старший родственник – известный футуролог Герман Кан, много внимания уделял роли ВПК в развитии человечества. Роберт Кан учитывал это в своей работе. В начале 70-х, в условиях, когда код писали на бумаге и прошивали в прямом смысле слова, Кан работал в проекте ARPANET – военном прототипе Интернета. Сам Кан работал над проблемами совместимости различных систем и каналов связи. Вместе с командой он принимал участие в разработке протокола удаленного сетевого обмена, ныне известного как TCP – теперь это один из основных протоколов передачи данных интернета.
В последующем Роберт Эллиот Кан, философ по образованию, перешел к руководству проектом Strategic Computing Program – американской программой создания суперкомпьютера и искусственного интеллекта.
XX век дал возможность получить образование всем, независимо от статуса, пола и достатка. Такой приток мозгов и породил ускорение развития компьютеризации. Большинство людей из нашего списка имели техническое и философское образование, что позволило создавать проекты такого масштаба, которые раньше не могли представить и в смелых мечтах.
Обмен опытом внутри компании приводит к новым интересным разработками и идеям. Мы в Teamly работаем над тем, чтобы каждая компания могла создать практичную и эффективную базу знаний. А затем на основе такой базы создавать внутренние гайды и курсы, чтобы помогать талантливым джунам развиваться.
Как внедрить базу знаний и создать культуру обмена опытом? 17 апреля обсудим на конференции TEAMLY! Эксперты из компаний SPLAT Global, ОАК, Kamaz Digital, Инфосистемы Джет поделятся своим опытом управления знаниями и профитами от него.